Чак Бэрри – мистер рок-н-ролл

Если вы захотите дать рок-н-роллу имя – назовите его Чаком Бэрри.
Джон Леннон

Он был гитаристом от бога, его музыка заставила посторониться Бетховена. Законопослушную Америку бросало в дрожь от звуков которые он извлекал. Его женщины и ночные клубы вошли в легенду, его песни зарубают до сих пор. Говорят что это именно он придумал как играть рок-н-рол на гитаре. У него была душа поэта и повадки хулигана, которого любят все – но ничего ему не прощают – ни таланта, ни славы, ни внутреннего пожара.

Чарльз Эдвард Андерсон Бэрри (Charles Edward Anderson Berry) родился 18 октября 1926 года в городе Сант Луис в семье Марты и Генри Бэрри и был третьим из шести детей. Детство его прошло в благопристойном районе The Ville, одном из тех не многих мест города, где чернокожее население могло спокойно существовать и вести свое собственное дело. Чарльз получил приличное по тем временам образование, он обучался в Sumner High School, первом высшем учебном заведении куда принимали чернокожих. В свое время его окончили Тина Тернер, Роберт МакФеррин и Дик Грегори.
Именно в Sumner High School Чак Бэрри первый раз попробовал себя в качестве певца, исполнив на школьном празднике “Confessing the Blues”, песню Джея МакШенна. Но не только музыкой увлекался этот одаренный молодой человек – с не меньшей охотой он занимался фотографией вместе со своим кузеном Харри Дэвисом.
Не смотря на приличное образование и добропорядочные хобби у Чарльза в течении всей жизни были проблемы с законопослушанием. Первый раз он попал за решетку в 1944 году, и до 1947 находился под надзором полиции, что не мешало ему участвовать в церковных песнопениях в госспел-группы в Алгоа, штата Миссури, и одновременно с этим получать первые уроки в джентльменском искусстве бокса. А первым человеком, показавшим восприимчивому молодому человеку прелести музыкальной игры был местный джазмэн Ира Харрис. Впечатленный такими музыкантами, как Ти-Боун Уолкер и Чарли Христиан, Бэрри приобрел свою первую гитару, на которой было всего четыре струны. Лишь шесть лет спустя у него в руках оказалась более привычная шестиструнка.
В 1948, на 22 году жизни, Чарльз вступает в брак с Теметтой Сагс и вплоть до 1955 пытается найти свое место в жизни добропорядочных граждан – он перебирает кучу работ: нанимается парикмахером, пытается подработать фотографией, помогать в делах своему отцу и тд и тп. В результате чего все это заканчивается тем, что он присоединяется к маленькому комбо "Sir John’s Trio", состоящему из пианиста Джонни Джонсона и ударника Эбби Харди. Бэрри привносит в это музыкальное сообщество новое звучание – часть идей он заимствует из кантри и блюза, что-то удачно перенимает у своего кумира Мадди Уотерса. Но, так или иначе, оркестр начинает завоевывать популярность.
По приглашению Мадди Уотерса Чак Бэрри приезжает в Чикаго и знакомится с Леонардо Чесом, хозяином звукозаписывающей студии "Chess records", и тот, будучи впечатленный вокальной экспрессией Бэрри, приглашает его вместе с командой переехать в Чикаго. В мае 1955 Бэрри, Джонсон, Харди и Уилли Диксон, приглашенный исполнить басовую партию, делают запись песни "Ida Red", которую позже переименовали в "Maybellene". Для того, чтобы способствовать раскрутке этого шедевра, Леонард Чес обратился за помощью к дискжокею Алану Фриду, который прокрутил этот сингл в своем ночном шоу на радиостанции WINS в Нью-Йорке. Песня приобрела огромную популярность, заняла первые места в чартах, а пластинок с ее записью было распродано более миллиона.
И тут Чак Бэрри столкнулся с жестокой реальностью – он понимает, что в шоубизнесе существуют свои законы и, порою, игра ведется совсем не по правилам. “Maybellene” вышла на первые места, но вместе с именами создателей этой песни полноправным соавтором был пропечатан и Алан Фрид – такова была плата за активный промоушинг. А потом Бэрри узнал, что его менеджер Тедди Рейг прикарманил часть гонорара за его выступления. Чак Бэрри был по натуре личностью весьма независимой и не мог оставить этого просто так. Молодой музыкант осознал, что лишь чувство собственного достоинства и финансовая независимость смогут проложить дорогу к славе, помогут выжить среди тех, кого называли «акулами шоубизнеса». С этого времени Чак Бэрри активно борется за свои авторские права и все свои дела пытается держать под личным контролем...
Суперуспеха, ожидаемого после выхода "Maybellene", не последовало. Песни Бэрри неплохо продавались, но все это было не то. Душа требовала полета и всемирной славы. Все изменилось окончательно с выходом в свет в марте 1957 песни "School Days". Она буквально поставила Америку «на уши», сделав Чака Бэрри кумиром молодежи.
В конце 50х Чак Бэрри записывает свои самые знаменитые хиты: "Oh Baby Doll", "Rock and Roll Music", "Sweat Little Sixteen", "Johnny B. Goode", "Marry Christmas Baby" и "Back in the USA". Эти песни критика впоследствии назвала «золотой классикой рок-н-ролла». Обычно Чака Бэрри именуют отцом рок-н-ролла. Одно несомненно – он взял многое из того, на чем был воспитан – из госспелов юга и блюзов запада, все это смешалось под влиянием белых рокабильщиков юга. Из этой смеси стилей Чаку Бэрри и удалось создать то, что и принесло ему такую широкую популярность. Он использовал простые мотивчики, исполнял те же гитарные соло на добром старом «Гибсоне», что и другие - его собственная яркая экспрессия и индивидуальность перекрывала все.
Успех был упрочен появлением "Rock, Rock, Rock", “Mr. Rock and Roll” и “Go Johnny, Go” в 1959. Бэрри пел о вещах простых и понятных каждому – о любви, радостях и трудностях жизни, о мире, семье и детстве.
За появлением этих громких хитов последовали гастрольные туры, один из которых был совместно с Бадди Холли и Джерри Ли Льюисом, продюсировался вездесущим Аланом Фридом. Такой звездный состав был просто обречен на успех. Не смотря на ошеломляющий успех, Бэрри настоял на закрытии шоу. Кто-то говорит что виной тому была необходимость делить авторство некоторых исполняемых песен с Фридом, а есть мнения, что виной тому послужило противостояние Чака и Джерри Ли Льюиса – двум столь неординарным личностям трудновато было работать в одной упряжке. Так или иначе, но эти гастроли особенно запомнились событием, произошедшим в мае1958 во время выступления в Бостоне. Бэрри стоял на сцене, когда полиция ворвалась в зал, и Фриду пришлось давать объяснения в полицейском участке.
В промежутке между 1955-60 годами Чак Бэрри упрочил свое реноме рок-кумира: он появляется в нескольких «роковых» фильмах, один из которых – "Jazz on A Summer Day", участвует в съемках со знаменитого Newport Jazz Festival. А на деньги, полученные от выступлений, Бэрри приобрел 30 акров земли в Вентзвилле (к западу от Сант Луиса) и в апреле 1957 открыл Club Bandstand. Клуб располагался на 814 North Grand Avenue, в том самом здании, которое ранее занимали St. Louis' Theater District, Princess Theater и другие куртуазные заведения, вход в которые чернокожей публике был закрыт. Открытие ночного клуба вызвало массовое недовольство у расистски настроенной части населения этого квартала. Смотреть на то, как белые пьют за одной стойкой с черными, сил не было. И полиции вскоре представился случай закрыть это «непотребное» заведение с большим скандалом, а его «черномазого» владельца – упечь за решетку.
Роковым для Бэрри был день, когда на его жизненном пути появилась Джанис Эскаланти , молодая девица из Юмы. Он пригласил симпатичную американку поработать в своем клубе и девушка с охотой согласилась. Но не прошло и недели, как она позвонила в полицейский участок своего родного городка и слезно попросила забрать ее из этого «притона разврата». Это дало повод предъявить Бэрри обвинение в умыкании женщины и перевозе ее через границу штата с аморальными целями. Дважды состоялось слушанье по этому делу, и первый вердикт был отменен, так как адвокатам Бэрри удалось настоять на том, что обвинение было вынесено по причине расовой дискриминации их подзащитного. Но вторичное слушанье лишь подтвердило ранее вынесенный вердикт – Чарльз Бэрри был присужден к 20 месяцам тюремного заключения и $10 000 штрафа. И это весьма плачевно сказалось на его карьере как певца – он мог писать свои песни, но не мог вынести их на публику. К сожалению, в тюрьмах пока не появилось своих звукозаписывающих студий.
Бэрри решил отступить на ранее отвоеванные позиции – в 1963 он записывает кавер-версию "Sweat Little Sixteen". А юные Rolling Stones в Англии делают перепевку хита Чака Бэрри – они сыграли "Come on", да так удачно, что с тех пор эта песня стала их визитной карточкой. А в том же 1963 - начинается эра битломании. "Битлз" перед пятнадцатимиллионной аудиторией исполняют "Roll Over Bethhoven" и "Rock and Roll Music", песни Чака Бэрри живут своею жизнью, принося популярность своему автору.
Время бежит, но Бэрри не забыт. Студия братьев Чесс уступает контракт скандального певца компании "Mercury records" – время маленьких студий прошло, в шоубизнес приходят звукозаписывающие конгломераты. Бизнес есть бизнес. Провоцируя коммерческий успех Чак Бэрри делает кавер-версии своих старых хитов, но одиночке не выжить в этом мире, самостоятельные и независимые артисты не нужны, нужны лишь те, на ком можно неплохо зарабатывать. С закатом «Братьев Чесс» наступает, казалось бы, и конец царствования Бэрри. Но зажигательная магия старого рокенрольщика еще дает свои плоды – альбомы этого периода – "Live at the Fillmore" и "Back Home" признаны одними из самых удачных в музыкальной карьере Чака Бэрри.
На самом деле удача еще ждет его. По иронии судьбы, вновь на вершину популярности его возносит песенка "My Ding-A-Ling" с альбома “From St. Louis to Frisco” (Mercury, 1968). Эта композиция становится одним из самых продаваемых синглов десятилетия, даже песня легендарного Элвиса Пресли (Elvis Presley) занимает лишь второе место. А ирония заключается в том, что "My Ding-A-Ling" воспевает ни что иное, как прелести мастурбации (sic!). Так старый греховодник в очередной раз натянул нос конформистской и костной американской общественности.


К статьям о джазе и блюзе
На главную
К галерее графики
К коллекции фонов
К сборнику афоризмов и мудрых мыслей
(c)Lenagold, 2000
lenagold@mail.ru